Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Школа-студия (училище) при ГААНТ имени Игоря Моисеева»
«Школа-студия (училище) при ГААНТ имени Игоря Моисеева» » Щербакова Елена Александровна

Щербакова Елена Александровна

Щербакова Елена Александровна   


Художественный руководитель – директор Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева

Википедия народной артистки России Елены Щербаковой – художественного руководителя-директора Государственного академического ансамбля народного танца имени Моисеева – выглядит так:
родилась 19 октября 1952 года в Москве,
в 1969 году окончила Московское академическое хореографическое училище при Большом театре, тогда же принята в Государственный академический ансамбль народного танца СССР,
в 1992 году завершила карьеру солистки балета ансамбля и по приглашению И.А. Моисеева  начала свою педагогическую деятельность в школе-студии при ГААНТ имени Игоря Моисеева.
с 1994 года по рекомендации Игоря Моисеева - директор ГААНТ имени Игоря Моисеева
с 2011 года – художественный руководитель и директор, педагог-репетитор ГААНТ имени Игоря Моисеева.

Не трудно подсчитать общий стаж Елены Щербаковой в хореографическом искусстве – 53 года и все в ГААНТ имени Игоря Моисеева! Из них на сцене 23 года. 
Своего возраста не стесняется – дата красивая, хотя никто из корпоративной среды, а паче – дружеской, таких лет ей не дает: не получается.
Все нажитое – в ее взглядах, убеждениях, отношении к жизни, где главное – танец. Еще – честь, профессиональное достоинство и преданность делу. 

Считает себя – и справедливо – перфекционисткой. Поладит с нею любой – был бы грамотен и сведущ, но – не сразу. У воспитанницы и последовательницы великого Игоря Моисеева закаленный – им же – характер (и родителями!). Представить, что Ансамблем после ухода Мастера мог бы руководить кто-то другой, а не  Щербакова, невозможно. Да и не нужно.

Щербакова Елена Александровна  

Щербакова Елена Александровна    


Без антракта

В 2019 году съемочная группа во главе с режиссером Дмитрием Вершининым сделала фильм о Елене Щербаковой. Показали героине, та не на шутку заартачилась – мол, слишком много внимания уделено ее персоне, а надо больше – об Ансамбле. Материал перемонтировали в соответствии с ее пожеланиями – вставили документальные кадры, уплотнили исторический ряд, сместили акценты с «личного» на «общественное»: Щербакова, осталась довольна.

Редакторы распределили снятое на четыре главы, согласно, сценарному плану, проверили закадровый текст, отшлифовали титры и отправили готовое на постпродакшн, дабы поставить в производстве финальную точку, лучше сказать – восклицательный знак. Не тут-то было. Выяснилось, что ни один из намеченных вариантов названия не годится. Либо слишком абстрактно, либо чересчур пафосно, и все – не совсем точно.

Тогда кто-то предложил заглянуть в Википедию – бывает, что сухой слог справочников и словарей наводит на нужный образ, а то и – вдохновляет.
Заглянули и увидели: полвека на одном месте, от артистки до директора и худрука. Знали об этом, но все равно изумились: без передышки? Елена Щербакова предложила название «Без антракта», объединившее четыре главы киноповести: «Начало», «Характер», «Талант», «Любовь».

Начало

В домашней библиотеке, насчитывающей немало томов – так, что не сразу отыскать надобное, связанные с Игорем Александровичем Моисеевым книги Щербакова держит на виду. Заглянем в одну, где на форзаце надпись, адресованная создателем Ансамбля характерной танцовщице Большого театра Валентине Петровой: «Все, что не получилось с мамой, получилось с дочкой! Спасибо за дочь!»

Валентину Петрову,  Моисеев трижды звал в ансамбль! Но  она не ушла из Большого театра. Зато маленькая Лена, выросшая за кулисами Большого, однажды, не объявив намерений родителям, решила поступить в Московское хореографическое училище – и поступила!  В выпускной класс, перед экзаменами, на урок характерного танца пришел Игорь Александрович Моисеев. После урока, он подозвал Лену и спросил, хочет ли она работать в его ансамбле. Конечно да! Ее мечта сбылась! И с 1 июня 1969 года Елена Щербакова – артистка Государственного академического ансамбля народного танца СССР!

Отец Лены – Александр Щербаков, Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель, испытавший  22 типа самолетов на штопор! Проводил испытания самолетов до 60 лет (всегда успешно проходил медкомиссию). Лена училась у него как и у мамы, даже изображала отцовский полет в танце – в Детском ансамбле имени Владимира Локтева, куда ее определили, чтобы  не бегала во дворе, где она любила играть в лапту с соседскими мальчишками. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью – преодолеть пространство и простор…» – это и про отца, и про нее.

Когда обнаружилась возможность попытать счастье – сделать пробу на экзаменах в Хореографическое училище при Большом, она ни минуты не раздумывала. Мама – на гастролях, отец – на испытаниях: значит – летать! Поступив и проучившись почти полный срок, готова была бросить училище, чтобы пойти к Моисееву, ансамбль которого, обожала с того дня, как увидела на концерте, куда ее привела мама, «Рок-н-ролл» и Танец аргентинских пастухов «Гаучо» в его, Моисеева, постановке.

Щербакова Елена Александровна     


Какой она была на сцене?

Отважной. Темпераментной. Заводной. Красивой. Как мать, которую Моисеев трижды звал в свой Ансамбль, а, может быть, и как отец – которому было нипочем прорезать на стальных крыльях небо вдоль и поперек. Она знала, что написанное Андреем Вознесенским («Балет рифмуется с полетом») – сущая правда, и, выходя на сцены городов и весей, стран и континентов, то в хороводе, то солисткой, отсчитывала переборами каблуков секунды до взлета: раз, два, три… Полет!

Яркое, красочное, земное искусство народно-сценического танца созданное Моисеевым, полета отнюдь не исключало. Каблуки стучали о твердь, а душа – парила. 
Игорь Александрович возобновил на Щербакову два прекрасных  номера, давно не шедших в ансамбле (не видел исполнительницу). Сдал их в архив в ожидании момента, когда появится артистка, способная воплотить его замыслы, претворить на сцене его представления, не просто выполнить порядок движений, а  напитать их чувством, эмоцией, полетом. Дождался!

Елена Щербакова спустя годы перечитывает простые слова написанные ей Моисеевым – «Спасибо тебе большое!» и думает: спасибо судьбе, позволившей сделать главный выбор в жизни самостоятельно. В Ансамбле и под приглядом самого Хозяина танца, как называли Игоря Александровича, она нашла настоящее счастье. Вглядывается в «спасибо» и улыбается: не всем дано узнать, что такое счастье.

На перепутье

Не всем дано узнать, что такое счастье, но безграничным оно быть не может и рано или поздно, увы, ему наступает конец. Последний выход на сцену – последний танец – последние аплодисменты. Сначала – отчаяние, потом – метания, дальше – проблемы… 

Елена Щербакова отправилась  в отпуск – к подруге в Италию. Там, вкушая прелести dolce vita, гнала прочь мысли о неопределенном будущем. Как вдруг получила предложение провести мастер-классы по народному танцу в частной балетной школе, и в конце поставить два танца – русский и украинский. Тут, конечно, выдался его величество случай! Случай – случаем, но есть и то, что именуют закономерностью, и она наводит порядок во всем. В Москве, где по окончании отпуска Щербакова подает заявление об уходе на творческую пенсию и собирается вновь на берег Средиземного моря, ее останавливает сам Хозяин: какая Италия? Домой!

«Домой» – значит «сюда», к родным пенатам, в Школу-студию при Ансамбле: учить молодых, передавать им свой опыт, готовить смену. Как отказать? Свои «римские каникулы» Елена Щербакова до сих пор называет единственным «антрактом» в более чем полувековой службе Ансамблю, созданному Игорем Моисеевым.

Но Моисеев создал не только Ансамбль, он создал систему народно-сценического танца, до него не существовавшую: соединил фольклор и классическую балетную грамоту. Создал жанр. Создал стиль. Создал театр. И – покорил мир, наведя в нем мосты дружбы и взаимопонимания. В историю искусства и современной цивилизации Ансамбль народного танца вошел как строитель: первым устанавливал культурные связи со странами Европы, Азии, Америки Северной и Южной, Австралии, разрывая железный занавес холодной войны! В артистах, которых Моисеев воспитывал, он видел не только творцов, но – граждан своей страны. Дипломатов от культуры, посланников доброй воли, миротворцев и созидателей. Елена Щербакова, ставшая непосредственным участником этой развернутой во времени миссии, уроки Моисеева усвоила сполна, оставшись в ансамбле.

Щербакова Елена Александровна

Выбор Моисеева

Далеко не каждый артист может стать хорошим педагогом, тут мало исполнительского опыта, необходимо призвание. Провидец Моисеев знал: Щербакова наделена и таким даром. Даром не только выучить с подопечным хореографический рисунок, передать ему и вместе отшлифовать до блеска исполнительский текст, – она еще и тонко чувствует эмоциональную природу танцующего, понимает, как ею распорядиться при создании сценического образа. Педагогика оказалась для нее такой же родной стихией, как и актерское творчество.

Наблюдая за Щербаковой, Игорь Александрович решил, что воля, характер и неискореняемая увлеченность, какими она отличается, могут принести большую пользу и в организаторской сфере: в 1994 году он инициирует ее, Елены Щербаковой, назначение на должность директора Ансамбля. Годы непростые, налаженное временем то и дело трещит по швам: нет не только гастролей, но и концертов в Москве.

Постепенно, с элементарной заботы о коллегах - моисеевцах, с долгих переговоров с зарубежными партнерами, которые ведет сама (пригодился английский! с обустройства бытового и творческого начинает Елена Александровна свой директорский путь. У Моисеева на то и расчет, он понимает, что директор из артистов, прошедший его школу, принявший его веру, не даст развалиться делу всей его жизни. Понимает это и Щербакова – с Хозяином она останется до последних его дней, организует несколько его юбилеев, включая 100-летний, а потом примет от него дело. Уникальное творение Мастера, его детище, взращенное на искусстве сценического воплощения фольклорных мотивов народных танцев. Теперь она не только директор, но и художественный руководитель Ансамбля. Теперь сам Ансамбль носит имя его создателя, и Щербакова в ответе за все. И снова – получается.

Моисеевцы – навсегда

85-й сезон Государственный ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева открывал на сцене Кремлевского Дворца. Танцевали лучшее из антологии народно-сценического танца, собранной Игорем Моисеевым: виртуозно, ослепительно ярко, технически безупречно. Как обычно, из кулис за происходящем на огромной сцене наблюдала худрук, и глаза ее светились, лицо меняло выражение.  Она была вся «там», «там же», «тогда же», как повелось с первых репетиций с Игорем Моисеевым, с исполнительских дебютов в Ансамбле, а их было много и во многих странах. Она – танцевала! Уникальная способность проживать танец «от» и «до» в то время, как его исполняют ученики – артисты руководимой тобой труппы.

Она танцевала и чувствовала себя совсем юной, едва переступивший порог концертного зала имени Чайковского и робко объявившейся в репетиционном зале ансамбля, где  Игорь Моисеев ставил! Чувства робости, восхищения и полета, испытанные ею тогда, в 1969-м, навсегда поселились в душе, окутали ее теплом и приязнью к высокому искусству, возвысили, не позволили лениться, печалиться, унывать. Научили побеждать.

Всегда в форме, всегда в струне, не зная антрактов и пауз, Елена Щербакова отмечает ныне красивую дату. Не стесняется ее называть. Артисткам ее уровня не положено стесняться. Положено увлекать публику, как когда-то умела ее мать, и летать высоко-высоко, как умел отец! Еще – чтить и оберегать народный танец, как учил Игорь Моисеев. Помнить своих учителей…

2023 © «Школа-студия (училище) при ГААНТ имени Игоря Моисеева»
Адрес:
125009 Россия, Москва,Тверская ул. 31
Телефон:
+7 (495) 699-65-46